The best bookmaker bet365

The Best bookmaker bet365 Bonus

Анализируйте, сравнивайте, думайте. Если не будем думать МЫ - будут «думать» ЗА НАС
A+ A A-

Кельты

nahologiyaНазвание «кельты» или по-гречески келтои впервые появляются у греческих авторов. Диодор Сицилийский пишет о кельтах, как о народе  на крайнем западе. Вероятно, он имел в виду кельтов Испании, которые впоследствии смешались с иберами и получился новый этнос – кельтиберов.  В верховьях Дуная в первой половине 1-го тысячелетия до н. э. появляется культура Гальштат (900—400 до н.э.) – по названию места в Австрии, где были найдены могилы с инвентарем, присущим носителям этой культуры. Это, например, остатки четырехколесных повозок, что свидетельствует о применении лошади в качестве транспорта.

До этого момента свидетельств такого использования лошадей в Западной Европе нет. Захоронение представителей племенной верхушки отличалось богатством и сопровождалось множеством вооружений, а также сопровождалось большим количеством человеческих останков, по-видимому, убитых слуг. В начале железного века носители этих двух культур проникли далее на территории Франции, а в 8 в. до н. э. — на Пиренейский полуостров (Каталония, Кастилия), в 9—8 вв. до н. э. появились в Британии. Представители культуры Гальшатт расселяются по бассейнам Рейна, Сены и Луары.

celty-1
Позднее кельты заселяют территорию современных Франции, Бельгии, Швейцарии, юга ФРГ, Австрии, северной Италии, северной и западной Испании, Британских островов (в  Британии получили название бритты), Чехии, частично Венгрии и Болгарии. Правда, в настоящее время все более преобладает теория, что никакого массового расселения кельтов не было. А происходило распространения культуры и языка. Перемещалась лишь верхушка знати, племенные вожди, которые и захватывали новые земли.

Римляне называли кельтов галлами – от слова galli, что на латинском языке означало «петух», вероятно из-за петушиных  перьев, которыми галлы украшали свои шлемы. Наиболее значительными племенами кельтов были: гельветы, белги (от  которых происходит название страны – Бельгия), секваны, лингоны, эдуи, битуринги, арверны, аллоброги, сеноны, треверы, белловаки. Кельты находились на развитой ступени цивилизации. У них было развито земледелие, производство орудий из железа, кожевенное производство. У галлов – римское  название кельтов Европы, уже существовали укрепленные поселения полугородского типа; в момент опасности они служили крепостями, здесь же жили ремесленники, устраивались ярмарки. Это были прообразы городов.

В северных областях Галлии преобладало скотоводство, в центральных и прирейнских —  земледелие. Кельты первые в сельскохозяйственной практике использовали минеральное удобрение (удобряли почву мергелем). Кельты изобрели тяжелый железный плуг на колесах, которым можно было вспахивать трудную для обработки почву, в результате чего увеличивалась посевная площадь. Кельтское ремесло, особенно металлообработка, стояло на высоком уровне. Римляне отмечали большое искусство галльских ремесленников, их умение подражать любым образцам. Среди кельтских племен и племенных союзов не было единства. Постоянно враждуя, они не только истощали друг друга в бесконечных войнах, но и привлекали на свою сторону иноземцев — римлян или живущих за Рейном германцев. Так, племя эдуев придерживалось римской ориентации, а их соперники — секваны — германской.

Кельты славились своей воинственностью. При нападении галлы издавали громкие боевые кличи и оглушительно трубили в боевые роги – «карнусы». Вот как описывает кельтов античный историк Диодор Сицилийский (90 – 21 г. до н.э.):
«По физическим признакам они высокого роста, но бледные, рыжеволосые, не только естественно, но и также из-за попыток  сделать ее более красной искусственно. Они часто моют волосы в воде, вскипяченной с известью, и зачесывают их  назад ото лба до макушки  головы, и отсюда к самым шеям, так чтобы  их лица оставались открытыми и так они становятся  похожи на сатиров и эльфов. Из-за такого ухода  их волосы становятся  твердыми, как грива лошади. Некоторые из них бреют их бороды; другие позволяют им немного расти. Знатные люди  тщательно бреют подбородки, но оставляют большие усы, которые  настолько обвисают, что они даже покрывают рты; так, что, когда они едят,  мясо застревает в их волосами; и когда они пьют, вино протекает через усы как сквозь решето. Во времени приема пищи они все сидят, не на креслах, а на земле, и вместо ковров, расстилают под собой шкуры  волков или  собак. Их обслуживают маленькие мальчики и девочки. Рядом под рукой у них есть жаровни, на которых стоят котлы   и вертела с полными тушами животных.  Самым достойных они чествуют,   преподнеся им лучшие куски мяса, подобно тому, как у Гомера чествовали Аякса, после его победы над Гектором:
Но Агамемнон как знак одобрения большое филе перед великим Аяксом поставил

Они приглашают незнакомцев на свои пиры, и после трапезы спрашивают, кто они, и чем занимаются. Для них обычно среди пира  воспылать гневом и, и не, сколько не заботясь об их жизни, напасть с  мечом друг на друга. Поскольку среди них очень сильно учение Пифагора, о том, что мужские души бессмертны, и что существует их  переселение в другие тела, и после определенного времени они живут снова, поэтому на их похоронах они пишут письма своим близким и бросают их в погребальный  костер, как будто покойные  будут их читать» (перевод автора).

Что касается  характеристики кельтов, которые с легкостью вступали в поединок с друг другом, то это не только черта их вспыльчивого характера, но и особенность религиозного воззрения. Воин, павший в поединке, получал какие-то блага в потустороннем мире, поэтому кельты не так боялись смерти. Возможно, это небрежное  отношение к смерти в  поведения кельтов перешло затем к французским дворянам в средневековые времена. Известно, что во времена правления короля Генриха IV, число дуэлей доходило до 20000. Причем, дуэли затевались зачастую по пустяковым причинам.

Кельтская знать представляла узкую господствующую прослойку, подчинившей себе местное население, которое представляло собой смесь различных культур и языков.  Но  захоронения представителей   этих неизвестных докельтских народов содержат очень мало культурных артефактов.  Причина в том, что покоренные кельтами племена находились в худших жизненных условиях и не могли позволить себе такие же роскошные погребения с множеством ценных вещей, какие могли себе позволить  кельтские вожди. Не исключено, правда, что местная знать вошла в состав кельтской правящей прослойки, путем заключения между ними браков. Косвенно об этнической принадлежности докельтского населения можно делать выводы по субстрату, который обнаруживается в современных европейских языках и по антропологии людей из кельтских погребений. Хотя многие античные историки характеризуют кельтов очень высоким ростом, антропологические исследования  скелетов из кельтских могил этот факт не подтвердили. Рост останков колебался от 150 до 195 см. Причем разница в росте наблюдалась внутри одних и тех же коллективных могил. Различались также черепа по форме головы, то есть брахицефальные и долихоцефальные (круглоголовые и длинноголовые).  Отсюда можно сделать вывод о неоднородном этническом  характере кельтского народа, который образовался в результате смешения местных племен и пришлых индоевропейских.

В религии кельтов особую роль играли священнослужители – друиды. Это   название  происходит от кельтского «drywed», где  dry означает «дуб», или «дерево» а «wed» происходит от индоевропейского корня, означающего «знание». Кельты очень почитали священные рощи. У друидов существовал культ омелы. Это растение, которое паразитирует в основном, на дубе. В определенный день друид срезал омелу, растущую на дубе, и затем из нее изготавливали напиток с легким наркотическим действием. У кельтских предсказателей — ватов существовал обычай гадания по поведению умирающего человека. Пленника, или приговоренного к смерти за какую-то провинность привязывали к дереву, и затем палач убивал его ударом копья. Ват, наблюдающий за казнью, по поведению умирающего делал определенные  предсказания о будущем. Это дало повод римлянам обвинять кельтов в кровожадности и варварстве. Римляне считали, что завоевывая Галлию, они приносят кельтам цивилизацию и избавляют их от варварских обычаев. Между тем, сами друиды такой обряд не практиковали.

Возможно, ваты были наследниками жреческого сословия доиндоевропейского населения Франции.  О том, что друидизм Галлии – продукт влияния докельтского населения на религиозные воззрения кельтов, пишет в своей книге «Друиды» Томас Даунинг Кендрик. Кендрик считает, что до переселения на территорию, где затем возникла Галлия, у кельтов не было друидов, как класса священнослужителей. Эти обязанности выполняли кельтские короли, которые совмещали функции правителя племени и жреца. До похода в Галлию полководца Цезаря, римляне ничего не знали о друидах, хотя с кельтами были уже знакомы. Так, например, римские историки ничего не сообщают о друидах в соседней с Италией провинции — Цизальпинской Галлии. В российской энциклопедии Брокгауза и Эфрона (1890 – 1907 гг.) утверждается, что кельты переняли друидизм от местного доиндоевропейского населения:  «При появлении своем в Европе К. (кельты – прим. автора) стояли уже на довольно высокой ступени цивилизации. Они познакомили аборигенов Европы с употреблением металлов, а сами, быть может, заимствовали у них друидизм».

Когда кельты стали проникать на территорию нынешней Франции, они встретили местные племена с развитой системой священных обрядов. Как пишет Томас Кендрик, кельты столкнулись с народами с более развитым классом священнослужителей. От синтеза религии местных докельтских племен и культа пришельцев – индоевропейцев и появился друидизм. Причем если кельты переняли многое в плане культа от местных народов, то друиды были обязательно кельтами. В книге Томаса Кендрика есть ссылка на античного историка Плиния Старшего, который проводил параллель между друидами и персидскими магами:
«Магия действительно нашла себе место в двух провинциях Галлии еще на нашей памяти. Во времена императора Тиберия они были лишены общества друидов и целителей. Но к чему я говорю о подобных вещах, когда  корабли пересекают даже океан и добираются до отдаленных уголков Земли? Даже сегодня (речь идет о 78-79 гг. н.э. – прим. автора) британцы практикуют магию с благоверным трепетом, как великий ритуал, что его, вполне  возможно, переняли персы. Этот культ настолько общий, что распространился между народами, которые даже не знакомы друг с другом. Поэтому мы в большом долгу перед римлянами, которые устранили чудовищные обычаи, в которых убийство человека было высшим религиозным долгом, а для него быть съеденным – даровать здоровье окружающим». (перевод Ужахова З.С.)

Что касается персидских магов, то первоначально у иранских племен, проникших в Переднюю Азию в начале I тыс. до н.э. такого вида религиозной традиции не существовало. С завоеванием и освоением  новых территорий, на которых ранее существовали древние цивилизации – Элам, Вавилон и т.д. бывшие кочевники — иранские племена переходят к оседлому образу жизни. Верхушка иранских правителей воспринимает религиозные воззрения древних культур, среди которых была и магия вавилонских жрецов.

Неизвестно, какие общие параллели между обычаями персов и кельтов имел в виду Плиний, но обычай гадания по внутренностям убитого человека, принесенного в жертву, существовал в Месопотамии еще за  тысячелетие до того, как кельты проникли в Западную Европу.

Такой же  обычай в древности существовал у кавказских племен Закавказья. Вот что писал античный историк и географ Страбон о восточно-кавказском народе албанах, предков некоторой части дагестанцев и части азербайджанцев:
«…Того из них, кто одержим божеством (то есть, потерявший рассудок – прим. автора), и в уединении скитается по лесам, жрец приказывает схватить и, привязав священной цепью, пышно содержать весь год; затем приготовленного в жертву богине умащают благовониями и вместе с другими жертвами подвергают закланию.

celty-2Человеческое жертвоприношение.
Человек в колпаке слева, вероятно, жрец (возможно, обнаженный), убивает копьем  лежащего человека.
В середине изображено тело убитого человека, вероятно с вскрытыми внутренностями,  по которым гадает другой жрец, стоящий справа. Оттиск хурритской печати. (Середина II тыс. до н.э.)

Жертвоприношение производится следующим образом. Кто из толпы, хорошо знакомый с этим делом, выступает со священным копьем в руке, которым по обычаю можно совершать человеческое жертвоприношение, и вонзает его сквозь бок в сердце жертвы. Когда жертва валится наземь, они получают известные предзнаменования по способу ее падения  и объявляют всем. Затем приносят тело в известное место, и все топчут его, совершая обряд очищения» (Кн XI.IV.7).
Исследователь истории кавказской Албании К.В. Тревер (1892 – 1974 гг.), цитируя данную цитату, полагала, что переводчик неправильно истолковал греческое слово (Страбон писал по-гречески) , которое означает не «топтать», а «переступить».

То есть,  переступая через жертву, участники этого действия проходили ритуал очищения от различных грехов.

Копье, которым убивали жертву, становилось священным. Схожий обычай, если судить по фреске, существовал у хурритов, народа жившего со второй половины 3-го тыс. до н.э. и до второй половины 1 тыс. до н.э. в Северной Месопотамии и восточной части Малой Азии.  По мнению лингвиста С. А. Старостина, хурритский язык находится в отдаленном родстве с современными нахско-дагестанскими языками, то есть, хурриты были в каком-то родстве и с древними албанами.

celty-3Возможно, сцена жертвоприношения. (Рельеф на котле из Гундеструпа. Копенгаген. Национальный музей)

Возможно, такой ритуал существовал у многих народов Передней Азии в древности. Из Евангелия известно, что  распятый Иисус Христос после смерти был пронзен ударом копья в бок римским легионером. Это копье затем стало священным. Этот сюжет, вероятно, связан  с ритуалом, который существовал на Ближнем Востоке в Ханаане в досемитские времена. Известно, что часть населения Ханаана составляли хурриты, народ, живший в северной Месопотамии, от которых этот обычай могли унаследовать пришельцы иудеи, а затем культ священного копья попал в христианство.

Друиды были не только служителями религиозных культов, но и врачевателями, магами, хранителями древних традиций и легенд и сказаний. Причем эти эпические сказания, где передавались из поколения в поколение в устной форме. Чтобы стать служителем культа молодой человек, посвященный в друиды, должен был готовиться к этому событию много лет.

В чрезвычайных случаях друиды прибегали к человеческим жертвоприношениям. В жертву приносились преступники, пленники, а  когда не было таковых, простые общинники. Жертвоприношения были разными, в зависимости от божества, которому они приносились. Приносимых в жертву богу Езусу вешали на дереве, богу грома Таранису – сжигались, Тевтату – топили в воде.

В IV веке до н.э. племена кельтов  совершают военные походы на юг, в Италию, на восток в Македонию и Грецию. Часть кельтов даже добралась до Малой Азии, где их называли галатами и где они образовали независимую область – Галатию.

Вторжение кельтских племен на Апеннинский  полуостров смело этрусские города-государства. Это послужило началом конца гегемонии этрусков в Италии. Кельтское племя инсубров заняло территорию к северу от реки По, где они основали город Медиолан, современный Милан. Кельты фактически захватили Рим в 390 году до н.э. и римляне вынуждены были откупиться большим количеством золота. Галльский правитель Бренн (возможно, это имя мифического героя) потребовал от римлян контрибуцию в размере 450 кг золота. Но римляне заподозрили, что гири, которые кельты принесли для взвешивания, тяжелее, чем их собственные и начали возмущаться такой несправедливостью. Тогда Бренн швырнул на весы свой огромный меч и произнес:«Vae victis!» – «Горе побежденным!».

Римляне вынуждены были принять унизительные условия. Если бы кельты (галлы) решили остаться на завоеванной территории, то, возможно, Римская империя бы никогда не возникла. Но галлы не ставили целью завоевания Италии. Она  нужна была им для грабежа, как богатая территория.  После того, как они забрали огромную добычу, они удалились на захваченные к северу от Рима территории, ранее принадлежавшие этрускам. (Это послужило началом конца гегемонии этрусков на Апеннинском полуострове). Римлянам пришлось принять меры военного характера против такого грозного противника.  Ко II веку до н.э. римляне вытеснили кельтов с полуострова на север. Желая обезопасить себя от новых вторжений, римляне предприняли военные экспедиции на север в Альпы против кельтов и покорили их. Эта завоеванная римлянами территория получила название Цизальпинская Галлия. Но все более растущее могущество Римской Республики и желание завладеть плодородными землями, которые могли служить источником зерна и доходами с завоеванного населения, заставил римлян продолжить захват кельтских территорий. К этому времени кельты составляли три культурно-экономические области – Цизальпинская Галлия на севере Апеннин, Нарбонская Галлия на северном  побережье Средиземного моря, где главным городом была Массилия, современный Марсель и самая большая кельтская область, которую римляне называли «косматая Галлия». Такое название она поучила у римлян из-за своеобразных плащей из шерсти, которую носили галльские пастухи. Первые две области признавали власть Рима, но «косматая Галлия» не хотела попадать под его владычество. Военный поход возглавил талантливый полководец и консул Гай Юлий Цезарь. Официальным поводом для похода Цезаря было защита союзного галльского племени эдуев от нападения на них германцев из-за Рейна. Но Цезарь с помощью этого похода преследовал и другие, корыстные,  интересы. Галлия была известна как густозаселенная обширная территория, богатая человеческими ресурсами и золотыми рудниками. Число этих рудников достигало нескольких сот. Галлы даже чеканили свои золотые монеты. Правда, широкого хождения они не имели. Кельтская  знать любила украшать себя золотыми изделиями.

Широко известны кельтские шейные обручи «торки». Античные историки отмечали, с некоторой иронией, слабость кельтов к украшениям. Кельтские воины украшали навершие своих шлемов перьями петуха, из-за чего римляне прозвали их галлами – «петухами». Эту страсть к вычурным украшениям унаследовали в средние века потомки галлов – французские дворяне.  Кельтская знать носила золотые украшения, не только торки, но и браслеты на руках.  Знатные женщины  носили золотые браслеты также и на ногах.

Между тем римляне из-за нехватки золота в Римской республике, вынуждены были снизить его количество в выпускаемых монетах, в результате чего падала их стоимость. Кроме того, Рим нуждался в притоке новых рабов. Прежние большей частью умирали либо из-за болезней, или из-за возраста, а часть переходила в разряд вольноотпущенников.

Поэтому получение новых рабов  было возможно только при завоевании новых земель.  Цезарь преследовал и свои личные планы. Дело в том, что к моменту вторжения в Галлию (58 г. до н.э), он потерпел немалые  материальные убытки и их надо было как-то восполнить. К тому же получая под свое командование значительные воинские силы, он получал весомый перевес в борьбе с политическими оппонентами.

В  I веке до н.э. Галлия стала с севера подвергаться нападениям германских племен. Цезарь под предлогом защиты от германцев дружественных Риму галльских племен, продолжил поход уже на неподвластные римлянам земли.  Цезарю удалось представить войну с германцами как борьбу всех кельтов-галлов против их врагов германцев и заручится поддержкой многих галльских племен. Прибыв  в 58 г. до н.э. в Галлию, Цезарь воспользовался внутренней рознью кельтских племен. Вступая в союз с племенами проримской ориентации, он громил враждебные римлянам племена. К 58 – 51 году до н.э. Цезарь полностью овладел всей Галлией. В дальнейшем галлы подверглись сильной римской романизации.

В этническом плане племена, которые назывались кельтами, не были, скорее всего, единым целым. Сюда входили и местные неолитические племена и пришельцы-индоевропейцы. Но так как античные историки не старались особенно вникать в язык местного населения, то теперь трудно определить какое из этих племен действительно было индоевропейским, а какое аборигенного происхождения. Но все-таки есть косвенные свидетельства этому факту свидетельства.
Интересно, что кельты — жители Уэльса на старом валлийском языке в период борьбы с захватчиками — англосаксами, называли себя «комброгами». Римлянам было известно кельтское племя в Галлии — аллоброги.  Первое название может быть объяснено с помощью валлийского языка, который считается потомком кельтского языка переселенцев с Галлии:  cam – соотечествиники и brugues —  часто употребляемый кельтский термин, что переводиться как «укрепленное место на холме». Возможно, это слово также обозначало воина. В нахских языках (чеченском и ингушском) слово кхам также означает «соотечественники». Название «аллоброги» некоторыми ученым переводиться как «чужие броги». Возможно, аллоброги были племенем докельтского происхождения. Вероятно, число истинных кельтов было совсем невелико и они в основном составляли правящую часть кельтских племен. Ведь процент пришельцев индоевропейцев по отношению к местному населению был невысок. Примером может служить завоевание Америки испанцами в XVI веке. Число завоевателей — испанцев по отношению к индейцам было небольшим. Но ситуация к нашему времени сложилась так, что  время большая часть Латинской Америки говорит на испанском языке.

В Энциклопедии Брокгауза и Эфрона, выпущенной в  1890 – 1907 годах в Санкт – Петербурге говориться о неоднозначной характеристике кельтов, которая могла быть следствием этнической неоднородности:
«Представляя собой авангард арийцев (индоевропейцев – прим. автора) в их движении на З (Запад – прим. автора), К (кельты – прим. автора) не были, однако, первоначальными обитателями Западной Европы. Они повсюду находили здесь племена неарийского происхождения, которые в одних местах принадлежали к иберийской, в других — к лигурийской расе. Отношения К. к этим, равно как и к другим доисторическим расам (пещерный человек), еще не выяснены. Несомненно, лишь одно, что неарийские элементы, подчинившиеся К., смешались с ними в физиологическом отношении. Отсюда те различия в современном населении стран, некогда населенных К., которые послужили основой для теории Амедея Тьерри о двойственности кельтской расы (см. Галлы). В тех малорослых, черноволосых брахикефалах, которых Мильн-Эдвардс и др. считали подлинными К., на самом деле всего более неарийской крови.  Древний кельтский тип, как он описывается классическими писателями, представляет противоречивые черты, которые могут быть объяснены лишь слиянием рас, а в некоторых местностях, где такое слияние еще не завершилось, — сосуществованием на одной почве рас, писателями не различаемых. Кельтам приписывались крайнее непостоянство — и твердая, героическая преданность своим вождям; необыкновенная жадность к золоту —  и щедрое посвящение его богам; тяжелая неподвижность ума — и страсть к красноречию; грубая, наивная простота — и способность придумывать всяческие хитрости на войне; умственная косность — и способность к изобретениям. Какие из этих черт должны быть отнесены на счет К. и какие приписаны аборигенам Европы неарийской крови — это все вопросы, представляющие широкое поле для различных комбинаций».

Российский ученый В.П.Калыгин приводит ряд слов неиндоевропейского  происхождения из кельтских языков:
пракельтское  — kenno – «голова»,  *bleidant – «год»,  *srokna – (др. ирланское sron –«нос»),  dago – «хороший», mak – «сын» . В.П. Калыгин не был знаком с кавказскими языками, поэтому не мог знать, что часть этих  слов имеет лексическое сходство  в северокавказских  языках: в дагестанских языках – гвана, гъвани – «голова»; чеченск., инг., дика, дик – «хороший», кабард. дахэ – «красивый», хурритское «даги» – красивый;  макъи, мачъи – в дагестанских языках – «ребенок», в нахских языках ма*- «мужской». Выше указывалось, что название самца свиньи – борова, в английском языке – «hog», имеет кельтское происхождение. Но схожее слово для обозначения свиньи имеется и в северокавказских (нахско-дагестанских) языках. Кельтское слово char  — «повозка» схоже в вейнахским чарх  — «колесо». Получается, что предки кельтов где-то соседствовали с прасеверокавказцами, и в их индоевропейский язык попала кавказская лексика. Но ареал, в котором  происходило это соприкосновение, остается неизвестным.

Заурбек Ужахов
(Отрывок из книги — От албанов Кавказа до альбанахов Шотландии)

Лента новостей

External links are provided for reference purposes. The World News II is not responsible for the content of external Internet sites.
Template Design © Joomla Templates | GavickPro. All rights reserved.

Войти или Регистрация

ВХОД

Регистрация

Регистрация пользователя
или Отмена

Дървен материал от www.emsien3.com